Горные лыжи. Основные характеристики.

Еще четверть века назад горные лыжи делали полностью из дерева. Лучшие модели склеивались из отдельных пластин, брусочков. Однако и они не выдерживали испытаний скоростью и перегрузками (которые в спус­ке могут достигать двух тонн!).

С появлением металлических и пластиковых лыж, синтетических ботинок в горнолыжном спорте произошла настоящая революция. Он стал доступен практически для всех.

Однако если говорить о самой главной революции, которая фактически дала рождение горным лыжам, следует назвать событие, произошедшее в 20-х годах XX века, когда австриец Р.Леттнер первым приколотил на ребра деревянных лыж металлические полоски — канты. Именно эта деталь позволила надежно управлять лыжами на спусках. Окантованные лыжи хорошо цеплялись за склон, давали возможность регулировать соскальзывание и траекторию дуги в повороте. Вторым фундаментальным событием в развитии конструкции горных лыж следует считать внедрение пластиковых материалов (стеклопластика) в конце 50-х годов.

Развитие горнолыжного инвентаря происходит столь стремительно, что некоторые положения данной книги могут быстро устареть.

Конструкция горных лыж. Современные лыжи имеют сложную структуру и технологию изготовления. До недавнего времени различали две основные конструкции горных лыж — лыжи типа сэндвич и лыжи на основе торсионной коробки. Заметным достижением в конструкции горных лыж стало появление конструкции, получившей название "монокок". Эта конструкция, впервые предложенная французской фирмой SALOMON, состоит из несущего цельноформованного верхнего профиля, который в комбинации с нижней пластиной выполняет основные динамические функции лыжи. Эта конструкция была быстро освоена в различных модификациях практически всеми ведущими производителями лыж. Идею "монокока" стали использовать в сочетании с другими конструктивными элементами: торсионной коробкой (фирма К2), сэндвичем (DYNASTAR), боковыми стенками (ROSSIGNOL) и т.д.

Материалы, применяемые при производстве горных лыж, представляют практически всю гамму современных технологий, включая авиационную и космическую. Это сверхпрочные волокна -- кевлар, углеволокно (на основе кристаллов углерода), кварцевое волокно (на основе кристаллов кремния), современные авиационные сплавы, композитные материалы, сотовые конструкции, разнообразные пластмассы, высоколегированные стали. Продолжают использовать и традиционные материалы — дерево и стеклопластик. Нижняя часть лыжи — скользящая поверхность — состоит из сложной комбинации различных сортов полиэтилена с разнообразными добавками.

Хорошие лыжи оптимально распределяют динамическую нагрузку в спусках и на виражах, на буграх и в ямах, на льду и в снегу, на большой и малой скорости. Сложная технология изготовления, использование специальных материалов предопределили высокую стоимость этого предмета экипировки горнолыжника.

В последнее время большое распространение получили "черные подошвы". К материалу скользящей поверхности примешаны мельчайшие графитовые добавки, придающие ей черный цвет и улучшающие скольжение на длинных трассах при отсутствии смазки. Электропроводность нового материала в отличие от чистого полиэтилена такова, что на подошве в меньшей степени накапливается электростатический заряд, притягивающий к себе тончайшие ледяные кристаллики со снежной поверхности трассы и затрудняющий скольжение. Кроме того, такие подошвы меньше загрязняются (грязь тоже ухудшает скольжение). Однако на такой поверхности хуже сохраняется мазь, что привело к созданию комбинированных подошв, у которых на графитовой поверхности имеются вкрапления полиэтилена.

По краям скользящей поверхности на ребрах закреплены стальные канты, играющие главную роль при управлении лыжей. Верхний декоративный слой ("рубашка") и боковые грани защищают лыжи от механических повреждений.

По надписям и обозначениям на поверхности лыж можно получить важную информацию. Каждая пара лыж имеет на боковой грани либо на верхней поверхности свой номер. Там же указана длина лыж в сантиметрах. Некоторые фирмы (SALOMON) вместо длины лыж указывают условный коэффициент, определяющий длину лыжи. Практически на всех последних моделях имеется отметка, определяющая положение середины подошвы ботинка. В некоторых случаях наносят семейство отметок для различных размеров подошвы ботинка. Иногда на декоративной поверхности указано назначение лыж. Фирмы Германии и Австрии используют обозначения буквами L, А и S. Буква L определяет лыжи для начинающих. Лыжи с буквой А рекомендуются для хорошо катающихся в разных условиях рельефа и снега. Лыжи с буквой S предназначены для спортсменов. В последнее время такая маркировка используется все реже.

К сожалению, единой маркировки лыж нет. Каждый год на мировом рынке появляются лыжи с новыми "рубашками". Это делается ради коммерческих целей. Ведь существенное изменение конструктивных или технологических элементов, влияющее на динамические характеристики, происходит гораздо реже: раз в три-четыре года. Поэтому нет никакой необходимости гнаться за новыми модными моделями лыж.

Современные горные лыжи сохраняют свои качества достаточно долго. В процессе эксплуатации лыжи с деревянными составляющими теряют свои свойства быстрее лыж с чисто пластиковыми и металлическими конструктивными материалами. Наряду с усталостью материалов, вторым фактором, определяющим долговечность лыж, является состояние кантов лыж, что во многом определяется качеством трасс (наличием камней). В целом фирмы не стремятся существенно увеличивать долговечность лыж, чтобы стимулировать покупку нового инвентаря. В среднем время физического износа лыж (потери товарного вида) соответствует времени морального старения конструкции и составляет от 3 до 8 лет. Лыжи, которые используют спортсмены высокого уровня на соревнованиях (стартовые лыжи), как правило, имеют сточенные канты (если смотреть со стороны скользящей поверхности) для улучшения скольжения и выдерживают несколько попыток прохождения трасс. Такие лыжи покупать туристам не рекомендуется.

ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  КАРТА САЙТА  |  ССЫЛКИ

© 1999-2018 База "Зимний лес". Все права защищены.